?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Речь идет об азербайджанском и туркменском газе. На самом деле это все - довольно простая арифметика, и немного политики.
Объемы планируемой добычи на азербайджанском Шах-Дениз-2 составляют 16млрд.кубов в год, из которых на экспорт будет поставлятся 10. Эти 10 уже законтрактованы, до конца июля будет понятно, пойдут они по SEEP, или по Nabucco-West. На них же претендует и АТР. Мощность АТП и SEEP - по 10, Nabucco-West - 23, ЕМНИП. Значит об Азербайджане можно забыть, для Украины там газа нет. Можно было бы побороться, но не Януковичу. При нынешнем политическом раскладе не будет Алиев отбирать газ у ЕС, чтобы дать его крупному политическому деятелю современности из Енакиево. Тем более, что деятель уже наглядно продемонстрировал свои качества кидалы, раздавая обещания по делу Тимошенко. Нет ему доверия.
Остается Туркменистан. Там уже строится труба Восток-Запад, мощностью 30млрд.кубов, с опорой на Южный Иолотань. При чем часть газа может уйти в Иран. Скорее всего трубу протянут до Баку, как бы Россия не бузила с демаркацией Каспия. Бердымухаммедов и Алиев уже в принципе договорились, экономические зоны Азербайджана и Туркмении граничат при любом варианте раздела. Ну допустим все 30 прийдут в Азербайджан, и общий экспортный объем на западной границе Азербайджана будет 40, 10 с Шах-Дениз-2 и 30 с Южного Иолотаня.
Дальше возникает транзит по TANAP через Турцию. B проект заложена мощность 16млрд.кубов, при стоимости проекта 6млрд.дол. Украина хочет к TANAP присоединится, и готова выделить до 1млрд.дол (интересно, откуда?), т-е 1/6 стоимости. Ну допустим добавив 1/6 мощности, до, скажем, 19млрд. Но вот что здесь важно: существующие проекты (Nabucco-West, TAP, SEEP) в состояни обеспечить прокачку в Европу 43млрд кубов, т-е фактически всего, что есть у Туркменистана и Азербайджана вместе для экспорта на запад. Игроки там - ENI, E.On, Statoil, BP и швейцарская EGL. Т-е с точки зрения объемов и мощности трубопроводов у Азербайджана и Туркменистана возникает выбор между ЕС и Украиной. При чем не просто Украиной, а Украиной, Президент которой уже известен тем, что слова своего он не держит, и о финансовой ситуации которой S&P продолжает говорить гадости. Плюс 20 лет усилий Европы и Туркменистана с Азербайджаном по выстраиванию Южного Энергетического Коридора. Трудный выбор стоит перед Алиевым и Бердымухаммедовым, что и говорить.
Но это - не все. Дальше возникает промлема пропускной способности TANAP через Анатолию, т-к при паралельной работе SEEP и ТАР вся мощность уходит под экспорт в ЕС. Вроде был вариант решения проблемы: Юлин "Белый Поток", теперь уже перенацеленный на Румынию, и под новой фамилией AGRI. Для него после TANAP остается 24млрд. кубов. Вроде бы ничего, но уходят они в Румынию и дальше в Венгрию. Т-е для Украины снова не остается объемов. При чем для критичной для AGRI Грузии Европа является абсолютным императивом, и нет у Украины аргументов, чтобы изменить эту позицию Грузии.
Есть еще Катарский СПГ, но проводка танкера через Босфор требует полной остановки движения по проливу, который загружен настолько, что Турция и Россия планируют обходной нефтепровод. Задача пропихнуть нужные объемы практически невыполнима. Потому СПГ может быть только из Грузии, азербайджанского и туркменского происхождения. Про Грузию см. выше.
Украина просто опоздала к разделу азербайджанского и туркменского газа. Уже все поделено, и все вопросы решены без учета украинских интересов. Что не удивительно: уже почти полтора года, как вся международная деятельность Украины сводится к безуспешному отбрехиванию от обвинений в политических репрессиях, и к раздражению Европы. Не до газа, нужно обслуживать мстительность Президента.
Остается увеличивать добычу, и сокращать потребление. Насчет сокращать потребление - так это вряд ли, бо сами ж они в Партии Регионов и потребляют, Фирташ - первый, почти четверть импорта. Потому скорее всего будут дотировать газ для Фирташа и Ахметова за счет населения. При чем не факт, что обоим при экспорте не вмажут анти-демпинговые санкции за такую нерыночную практику.

Crosspost from atytarenko.dreamwidth.org

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
larry_bc
Jun. 26th, 2012 11:10 pm (UTC)
atytarenko
Jun. 26th, 2012 11:44 pm (UTC)
точно!
ofeliyadd
Jun. 27th, 2012 09:11 am (UTC)
Фирташу в этом году приходится в России закупать газ дороже, чем его Украина закупает. А вообще-то да, население покроет. Спасибо, интересная статья.
atytarenko
Jun. 27th, 2012 06:48 pm (UTC)
не очень тогда я понимаю, как он может что-то заработать. У него граница рентабельности 280.
emiliozk
Jun. 27th, 2012 11:18 pm (UTC)
Чтобы что?
Мне все время очевидно, что почти непрерывно демонстрируемый украинскими властями оптимизм в отношении решения газовых проблем- это голые понты. Причем, я не в состоянии провести такой блестящий анализ, как это сделал хозяин блога, кишка тонка. Но результат этого анализва мне был очевиден. Интересно, зачем эти и дугие понты в этом вопросе? Например, зачем Микола Янович в десятый или двадцытй раз заявлдяет, что договоренность с Россией по снижению цены достигнута? Каждый раз опровержение следует почти мгновенно, и это опровержение имеет глумливую форму. Тем не менее Азаров, вновь и вновь нарывается. Какая цель этих заявлений? Какая цель преследуется при анонсировании одного за другим бредовых вариантов альтернативы российскому газу?
atytarenko
Jun. 28th, 2012 12:56 am (UTC)
Re: Чтобы что?
Вы мне льстите, сэр... Я думаю, здесь все дело в тиражах и аудитории. Т-е Азаров сказал, его в Украине растиражировали, а про Миллера - сделали вид, что он и не говорил. Ты, я, еще пару-тройку наших знакомых знакомых прочтут все, но мы не их избиратели так и так. А их избиратель в лудшем случае прочтет первый абзац. Я так думаю. Что касается труб и понтов, то хз, зачем весь этот разговорный жанр. Может Бойко выслуживается, может что еще. Россию точно на такие понты не возьмешь, как и всех остальных серьезных игроков.
emiliozk
Jun. 28th, 2012 09:31 am (UTC)
Re: Чтобы что?
Ну я сначала написал, что мне вывод был ясен и без чтения, а потом подумал, что нехорошо получается. Такой замечательный анализ... :)

Мне все время кажется, что эти бодрые слова они все время говорят сами себе. Аутотреннинг такой. Подбадривают сами себя, чтоб не страшно было...
atytarenko
Jul. 1st, 2012 06:06 pm (UTC)
Re: Чтобы что?
Бэр это называл "подбадривать себя криками"
hannaukr
Jul. 1st, 2012 04:38 pm (UTC)
в оновленій Енергетичній стратегії України до 2030 р, яку писали МакКинзі, можна прочитати настурне: ". Імпорт ЗПГ з Азербайджану потребуватиме будівництва термінала з регазифікації на території України і термінала зі скраплення газу на території Грузії або Туреччини, а також розширення потужностей споруджуваного газопроводу з Азербайджану до Грузії або Туреччини. Сумарний обсяг інвестицій у такий проект може скласти 5–8 млрд. дол. США.
Альтернативний варіант імпорту каспійського газу – будівництво газопроводу «Білий потік». Інвестиції у цей проект прямо залежать від потужності газопроводу: при потужності в 15 млрд. куб. м вартість будівництва «Білого потоку» і розширення наземної інфраструктури в Україні та Грузії або Туреччині складе близько 7–10 млрд. дол. США.
Реалізацію одного із зазначених проектів доцільно проводити спільно з іншими потенційними імпортерами каспійського газу в Східній Європі (Болгарія, Угорщина, Румунія, Польща, Словаччина) і його потенційними експортерами з Центральної Азії, в першу чергу з Туркменістаном"
аналізу політичних ризиків немає.Де і коли Україна укладала угоди щодо"Білого потіку"? Якась маячня.
atytarenko
Jul. 1st, 2012 06:05 pm (UTC)
це вже минулося, інтерес суто історичний. Газ поділено, момент упущено. Не напише консультант про політичні ризики, бо не хоче, щоб запросили інших консультантів для вирішення тих питань. А бюджет не гумовий, хочеться все з"їсти самим. Ну і для кого пише також розуміє: політичнні ШО? Вони ж, як я розумію, робили для Акімової...
Наскільки я пам'ятаю, угоду мали підписати в 2008 році, і може навіть підписали меморандум в Батумі восени, вже після війни. Але не більше, бо проект Тимошенко, яким опікувався Ющенко (need I say more?), плюс Юліно б...ство на початку війни, після зустрічі в Женеві з (я думаю) Ковальчуком.
Технічна проробка на той час була найкраща серед "Потоків", до рівня вибору траси і труб (з Харцизька, звичайно). Якщо хочеш, я пошукаю мій документ, я робив аналіз десь у 2008 або 2009 році. Але це вже торішній сніг.
hannaukr
Jul. 1st, 2012 06:51 pm (UTC)
Дякую. Це вже історія, так. Але видають за реальність. Яка стратегія, для кого? Дивно,що вони вце вірять.
atytarenko
Jul. 1st, 2012 07:25 pm (UTC)
"Очень трудно предсказать действия непрофессионала". В принципі може бути внутрішня пропаганда, може бути навішування на вуха Януковичу, може бути тупа спроба шантажу Росії, хто зна... Особисто я в реальність цих проектів не вірю. Не думаю, що в це можуть повірити в Москві, Брюселі, Ашхабаді або Баку.
Може їм варто було б говорити про трубу через Туреччину з Середземного моря на Синоп для катарського зрідженого газу (танкерами до Джейгану, труба, танкерами на Одесу), коштувало б десь 3 мільярди, я думаю. Менше, ніж зписали Фірташу. Але не цим хлопцям про такі проекти домовлятись. Вони не договороспроможні, і Європа напевно погодиться віддати український ринок Газпрому, аби Росія перестала заважати Південному коридору. Тобто такий проект блокуватимуть спільними силами на політичному рівні.
В принципі вони догрались.
Александр Иванов
Jul. 2nd, 2012 10:17 am (UTC)
Вывод из всего этого один. Украина от союза с Россией не отвертится.
atytarenko
Jul. 2nd, 2012 04:44 pm (UTC)
В общем Германия покупает российский газ без всякого политического союза.
Александр Иванов
Jul. 3rd, 2012 04:41 am (UTC)
Только её не жмут так , со всех сторон. Тем более Германия спит и видит Украину в составе России.
atytarenko
Jul. 3rd, 2012 05:13 am (UTC)
Франция, Польша, Венгрия, Румыния, Италия, Сербия, Турция, Болгария, Китай - тоже нужно присоединятся к России ради скидки на газ? И с чего Вы взяли, что Россия так хочет присоединить Украину? Я имею в виду не хотела вообще, лет 15 назад, а хочет конкретно и именно сейчас? Потому как экономически такой вариант для России бедственен.
Александр Иванов
Jul. 3rd, 2012 05:17 am (UTC)
ну не делайте вид , что не понимаете разницы между этими государствами и Украиной.
Без Украины Россия не империя. Присоединять не обязательно, достаточно втянуть в Таможенный союз и прочие организации.

Edited at 2012-07-03 05:18 am (UTC)
atytarenko
Jul. 3rd, 2012 05:31 am (UTC)
я бы скорее сказал что России Украина нужна в качестве колонии.
Александр Иванов
Jul. 3rd, 2012 05:42 am (UTC)
Согласен.
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

Sir Humphrey
atytarenko
atytarenko

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek