Послушал Андрея Илларионова на «Свободе». Сквозная мысль: Путин всесилен, а все прочие в мире перед ним бессильны. Потому что соглашаются быть бессильными.
Применительно к Украине это выглядит так, что Путин при попустительстве Обамы, Меркель и Олланда и содействии Порошенко, предавшего якобы национальные интересы Украины и поступившегоя ее государственным суверенитетом, решил на Донбассе все свои проблемы. Поэтому, мол, и согласился на прекращение огня и перенес его в Сирию. Какие же проблемы он решил? Оказывается, он добился включения ДНР и ЛНР в политическое пространство Украины с сопутствующим изменением украинской Конституции и предоставлением этим республикам права влиять на внешнеполитический курс страны, включая вопрос об ее евроатлантической интеграции. В подтверждение Андрей Николаевич ссылается на Минск-2, из которого все это якобы проистекает и строгого следования которому от Украины требует Запад, а Порошенко соглашается.
Во-первых, не проистекает – о ДНР и ЛНР, вынужден напомнить, в минских соглашениях речи нет, а потому ни в Киеве, ни в Вашигтоне, ни в Берлине с Парижем никто не говорит и об их легализации в Конституции. Так что к текстам документов хорошо бы относиться более добросовестно.
Во-вторых, предлагаемое Илларионовым Киеву отсечение неконтролируемых донбасских территорий от Украины, т.е. установление государственной границы по нынешней линии разделения сторон, как раз и означало бы добровольный официальный отказ от принципов суверенитета и территориальной целостности, чего ни один вменяемый политик позволить себе не может.
Другое дело, что это может произойти и помимо такого рода заявлений, но только в результате обнаружившегося и ставшего для всех очевидным желания Путина использовать Минск-2 для достижения целей, им не предусмотренных. Что, похоже, как раз и проявляется сейчас в обсуждении вопроса о донбасских местных выборах, где Москва категорически отвергает участие в этих выборах украинских партий и украинских СМИ, а Киев, наоборот, категорически настаивает, руководствуясь именно принципами суверенитета и территориальной целостности. Для Андрея Николаевича согласие на такие выборы – уже чуть ли не предательство. А что Киев готов согласиться только на вариант, который Кремль устроить не может, - этого как бы и нет.
Обстоятельства так сложились, что замораживание конфликта с отсечением донбасских территорий, как «временно оккупированных», целесообразно для Украины только в минско-нормандском формате при сохранении образа договороспоспособного и договороисполняющего игрока и своего преимущества в данном отношении над оппонентом. А официальный отказ от неконтролируемых территорий в ситуации, когда контролирующие их силы декларируют не сепаратизм, а приверженность территориальной целостности, был бы, на мой вгляд, авантюрой.
Написал об этом только потому, что очень уж смущает подхватывание российскими противниками Путина державно-патриотической песни об его глобальном всесилии.
Comments